Китай как диктатор
Уже одно то, что Китай решился предпринять шаги, направленные на кардинальное изменение в свою пользу ситуации не только на внутреннем, но и на международном автомобильном рынке, говорит о многом.
Да и программа перевода автомобильного парка страны на использование нетрадиционных источников энергии, амбициозно названная руководством «тысячелетним проектом», свидетельствует о наличии у китайской власти сильной и несгибаемой воли, способной привести к быстрым кардинальным изменениям в стране.
Именно этим определяется успешность реализуемых в Китае проектов, которые не могли бы рассчитывать на успех в условиях полной свободы рыночных отношений.
Диктаторские устремления китайского руководства постепенно смещают направление приложения усилий с внутреннего на международный рынок. И это наиболее наглядно прослеживается именно в способах реализации «тысячелетнего проекта».
Задан четкий ориентир – к 2022 году в стране производство автомобилей, работающих на новых источниках энергии, должно достичь двух миллионов единиц. И под выполнение этой задачи тут же вводятся действенные экономические стимулы.
Вводя, например, специальные скидки на регистрацию электромобилей, Китай не только показывает пример одного из путей стимулирования перехода автомобильной промышленности на новые источники энергии, но и, фактически, диктует один из глобальных стандартов.
Мировые автопроизводители, которые еще не так давно со скепсисом относились к перспективам электромобилей, вынуждены изо всех сил «бежать» в области разработок таких машин, чтобы к нужному времени достичь установленных объемов их производства, причем, не только для китайского рынка.
К примеру, Volkswagen Group заявила, что продаст в 2025 году один миллион электромобилей, а общий объем их продаж за период 2018 – 25 годов составит три миллиона единиц. Причем, львиную долю в этом количестве составят продажи на китайском рынке, где уже есть и будет в дальнейшем устойчивый спрос.
Даже такой ретроград в этом вопросе, как Toyota, планирует запустить по всему миру к 2020 году десять новых моделей электромобилей, а начнется реализация этой программы именно на предприятии в Китае, годовой объем производства которого должен к 2030 году достичь одного миллиона единиц.
Внутри страны программа властей вызвала золотую волну EV-стартапов - это, в первую очередь, Nio, Byton, Singulato Motors, Xiaopeng Motors (широко известные как Xpeng) и Weltmeister (также известные как WM Motor).
Пока они, в основном, не известны за рубежом, но каждая из этих компаний всерьез рассчитывает повторить успех Теслы. Многие старые китайские автопроизводители тоже не отказываются от подобных амбиций.
Но самый продаваемый в мире электромобиль – не Tesla Model S или Nissan Leaf. Таковым является коренной китаец, утилитарный хэтчбек BAIC EC180, который продается только на китайском рынке.
По данным отраслевой аналитической фирмы Focus2Move.com, государственная холдинговая компания Beijing Automotive Industry Holding продала 72 191 EC180, что помогло сделать BAIC мировым продавцом EV №1 в первом квартале 2018 года.
Непрозрачность и авторитарность решений, принимаемых правительством Китая - рискованное сочетание для тех, кто хочет вести бизнес в этой стране.
Все рычаги управления бизнесом, от регистрации предприятия и до установления тарифов, находятся в руках «мощных пекинских мандаринов».
Трамп назвал такую ситуацию не «свободной или честной торговлей», а «тупой торговлей».
Но Трампу – Трампово, а для компаний, желающих пользоваться возможностями для зарабатывания денег, предоставляемыми китайским рынком, установленные здесь правила обязательны к исполнению.
А поскольку притягательным для большинства иностранных компаний является не только автомобильный рынок Китая, то, совершенно очевидно, что под диктат пекинских властей попадает все большая доля вовсе не китайского бизнеса.