КИТАЙ- ЭКСПОРТЕР
Естественно, что Китай с годовой производственной мощностью, превышающей 31 миллион автомобилей, начал ориентироваться на внешние рынки.
Начался поток китайского экспорта - и не только в развивающиеся страны Африки или Южной Америки, где китайские бренды довольно давно стали популярными.
Volvo, шведский автопроизводитель, принадлежащий китайской Zhejiang Geely Holding Group, в 2015 году начал отправлять на внешние рынки китайские седаны S60, став, таким образом, первым западным автопроизводителем, экспортирующим из Китая премиальные автомобили. В 2017 году начались поставки в Европу флагманского седана S90.
GM вступил в режим экспорта в 2016 году, начав поставлять США из Китая компактный в кроссовер Buick Envision.
Ford планирует импортировать фургон Focus Active из Китая, начиная с 2019 года.
Volkswagen в этом году заявила, что также начнет экспортировать автомобили, произведенные в Китае, сначала на Филиппины, а затем на другие рынки Юго-Восточной Азии.
Гуанчжоуская автомобильная группа Co., средний китайский игрок по объему, который вырос в прошлом году в глобальном масштабе на 30% до 510 000 автомобилей, планирует начать в конце 2019 года продавать в США семиместный пассажирский кроссовер под названием GS8. GAC рекрутирует американских дилеров.
«Это отличается от ситуации, существовавшей 10 лет назад», - сказал Джеймс Чао, управляющий директор IHS Markit в Шанхае. «Местные компании просто стали намного лучше».
Американцы, похоже, не обеспокоены понятием покупки автомобилей, изготовленных Китаем. Согласно данным майского исследования Autolist.com, менее трети потребителей в США заявляют, что на их решение о покупке автомобиля повлияет то, что он произведен в Китае.
Согласно прогнозу IHS Markit, к 2020 году годовой объем продаж китайских автомобилей в США может достичь 305 000 единиц.
КИТАЙ – КОНКУРЕНТ
Потенциал Китая как экспортного центра и инкубатора для брендов с глобальными амбициями означает, что автомобильная промышленность страны становится конкурентом старой автомобильной гвардии.
Коммунистическое правительство Китая в достаточной степени защитило отечественную промышленность тарифами и византийскими требованиями к иностранным автопроизводителям вступить в совместные предприятия с местными конкурентами.
Пекин почти не скрывает своих намерений, проводя кампанию «Сделано в Китае 2025 года». Она нацелена на приобретение технологических ноу-хау и установление глобального лидерства в таких секторах, как EV, искусственный интеллект, робототехника, автономные транспортные средства, квантовые вычисления и современное производство.
Названия, такие как Диди или Чэн Вэй, могут вызывать непонимающие взгляды у большинства американцев, как это было с Субару или Сойчиро Хонда в 1960-х годах. Но это, скорее всего, изменится по мере того, как Китай будет превращаться в глобального экспортера.
На данный момент, однако, многочисленные отечественные бренды Китая в основном не обладают качеством, стилем и технологиями, необходимыми для конкуренции, скажем, с GM, VW или Toyota.
Йель Чжан, управляющий директор Automotive Foresight в Шанхае, отмечает, что даже на внутреннем рынке китайским брендам принадлежат лишь 40 процентов от общего объема продаж.
«Слишком рано говорить, что китайские бренды покоряют мир», - сказал Чжан. «Это довольно очевидно, что местные игроки все еще пытаются догнать своих зарубежных конкурентов».
Тем не менее, отечественные бренды отвоевывают долю рынка у международных марок, поскольку автомобили отечественных компаний становятся все более совершенными.