Продукция белорусского завода Geely для российского рынка
В сетях и в средствах массовой информации появились сообщения из Минска об открытии автомобильного завода, построенного совместным предприятием, созданным около двух лет назад правительством Республики Беларусь и китайским автоконцерном Geely. Завод построен в семидесяти километрах от Минска, в городе Жодино, на нем планируется производить 25 000 и 35 000 автомобилей в 2018 и 2019 годах, соответственно, а его производственные мощности позволяют производить 60 000 автомобилей ежегодно. Ранее белорусская сторона заявляла о намерениях увеличить эту цифру до 120 000 в год.
Власти Китая всячески поощряют действия государственных и негосударственных предприятий страны, имеющие целью выход непосредственно на рынки стран Европейского Союза, а также через другие страны, непосредственно граничащие с ним.
Китайские инвестиции жизненно важны для белорусской экономики, опирающейся сегодня преимущественно на российский капитал, поскольку других источников финансирования, могущих помочь упрочить власть Александра Лукашенко и сохранить нынешнюю советскую модель экономического развития страны, не существует.
Активно развивающиеся в последнее время политические и экономические отношения между Китаем и Республикой Беларусь свидетельствуют о том, что правительство КНР имеет серьезные намерения использовать республику в качестве своего рода ворот для выхода на европейские рынки. Китайский бизнес строит в Минске новый аэропорт и коммерческий парк под названием Большой камень, инвестирует огромные суммы в развитие и модернизацию энергетической инфраструктуры Беларуси.
И вот открыт завод, который, по словам президента Лукашенко, «воплотил в себе мечту о выпуске в стране легковых автомобилей». Далее он отметил: «Наши друзья ответили на мою просьбу и помогли создать этот красивый завод», и пообещал подписать указ, который бы стимулировал продажу автомобилей на внутреннем рынке.
Однако представители совместного предприятия заявили о том, что на первых порах девяносто процентов продукции завода будет предназначаться для поставок на российский рынок. Такие намерения вызваны, видимо, тем, что за первые девять месяцев этого года Geely продала в России только около 1700 автомобилей, а объемы продаж упали по сравнению с 2016 годом на 55 процентов.
По словам российских аналитиков рынка, завод, который воспользуется преимуществами участия Беларуси в евразийском Таможенном союзе, где доминирует Россия, позволит Geely серьезно улучшить создавшееся положение. Правда, аналитики российского рынка, в частности заместитель руководителя консалтинговой компании Autostat Сергей Удалов, не спешат с оптимистическими прогнозами. Он сказал: «В любом случае они не смогут продавать 30 000 в год. Можно увеличить продажи до 10 000, но я не думаю, что они смогут продать больше».
Для белорусских же властей завершение строительства автомобильного завода – знаковое событие, особенно, если учесть провал попыток реализации этой их давней мечты совместно с Ford и Skoda.