Новая задача Пекина – мониторинг безопасности электромобилей
Субсидирование развития производства электромобилей, принятое китайским правительством, привело к созданию в стране крупнейшего в мире рынка в этом сегменте автомобилей.
Щедрые субсидии стали применяться Пекином еще в 2009 году. С тех пор продажи EV стали расти невиданными темпами.
На сегодняшний день, по официальной информации, ситуация такова:
• за первые восемь месяцев этого года по всей стране было продано около 601 000 единиц, что на 88% больше, чем за тот же период прошлого года;
• из всех проданных за этот период автомобилей около 75 процентов составляют EV;
• на конец августа объем совокупных продаж EV за все годы их поставок на рынок превысил 2,34 миллиона единиц.
Несмотря на широкое распространение электрифицированных транспортных средств, сообщения о несчастных случаях, связанных с их эксплуатацией, остаются редкостью в Китае.
В последнее десятилетие единственная авария, связанная с электрифицированным автомобилем, о котором широко сообщали китайские СМИ, относится к 2012 году, когда в южно-китайском городе Шэньчжэнь Nissan GTR врезался в электрическое такси, произведенное BYD Co.
Такси немедленно загорелось и взорвалось, в результате чего погибли все трое пассажиров. После расследований местная полиция и регулятор качества продукции Китая заключили, что в смертельном ДТП виноват пьяный водитель Nissan GTR, а не электрическое такси.
Но действительно ли EV на китайских дорогах настолько безопасны, какими они кажутся?
Один из ведущих аналитиков рынка Ян Цзянь считает, что властями, к сожалению, не было своевременно уделено должного внимания безопасности этих транспортных средств.
Любая китайская газета или телеканал является партнером государства, поэтому они неохотно помещают отчеты, критикующие отечественную отрасль электромобилей, которую правительство горячо поддерживает.
Реальность такова, что по мере продолжения роста продаж EV, по данным независимых исследовательских фирм и онлайн-изданий, число моделей, преследуемых рядом проблем, в том числе и в плане безопасности, также увеличивается.
Исследовательский институт промышленности литиевых батарей GG, исследовательская компания из Шэньчжэня, утверждает, что в этом году в Китае по крайней мере 37 электрифицированных транспортных средств загорелись. А по данным Electric Vehicle Observer, веб-сайта из южно-китайского города Гуанчжоу, таких случаев было 39.
На сегодняшний день ни одно правительственное агентство не проверило инциденты, упомянутые GG Lithium Battery и Electric Vehicle Observer, которые подозревают, что основным виновником являются неисправные батареи.
В последние несколько месяцев все большее число исследователей рынка и отраслевых аналитиков неоднократно высказывали опасения по поводу безопасности электрифицированных транспортных средств. Это в конечном итоге побудило правительственные учреждения принять меры.
В конце сентября Министерство промышленности и информационных технологий Китая издало нормативный акт, устанавливающий для всех отечественных компаний, которые разрабатывают и производят электромобили всех видов и типов, специальные требования по проверке и постоянному контролю их безопасности.
О результатах проверки в соответствии с новыми требованиями производители обязаны отчитаться перед министерством до 15 ноября текущего года.
В дальнейшем автопроизводители, на чьих автомобилях произошло возгорание, должны информировать об этом министерство в течении 12 часов с момента инцидента, а если это привело к смертельному случаю – в течение 6 часов.
Министерство, с участием других соответствующих государственных органов, будет незамедлительно, сразу же после получения упомянутой информации, проводить тщательное расследование несчастных случаев.
Это лишь первый шаг правительства страны к созданию надежной системы обеспечения безопасности электрифицированных транспортных средств.
Ожидается, что годовой объем продаж EV достигнет в этом году 1 миллиона, а к 2020 году - 2,5 миллиона.
По мере увеличения количества этих автомобилей на дорогах страны, небезопасные их модели будут представлять все более серьезные риски для жизни человека и общества в целом.
Оставленные без внимания, риски могут в значительной степени навредить росту рынка электромобилей Китая.