Auto China 2018 и ее ожидаемое влияние на планы ведущих международных автопроизводителей
Недели, предшествовавшие открытию автовыставки Auto China 2018, продолжали поддерживать интригу, связанную с непониманием того, станет ли автошоу событием, полностью проясняющим позицию китайских властей по отношению к иностранным компаниям, работающим на автомобильном рынке Китая.
Прозвучавшие в последнее время заявления представителей властей и ведущих китайских участников рынка дали аналитикам основания считать, что в ходе проведения автосалона иностранные компании и их местные партнеры получат возможность с большей долей реальности оценить долгосрочные последствия предполагаемой либерализации, а также ее влияние на стратегическое планирование ведущих игроков рынка.
Как мы уже сообщали, 10 апреля президент Си Цзиньпин заявил на форуме в Боао, что Китай ослабит требования к иностранной собственности в обрабатывающих отраслях.
Неделей позже Национальная комиссия развития и реформ объявила, что Пекин сократит лимиты на компании, производящие полностью электрические и подключаемые гибридные транспортные средства в этом году, сделает то же самое для производителей коммерческих автомобилей в 2020 году и снизит ограничения на более широкий рынок легковых автомобилей к 2022 году.
Иностранные компании не полностью владеют собственными брендами на китайском автомобильном рынке, поскольку им не разрешено иметь в собственности более 50 процентов акций совместных с местными резидентами предприятий. Смягчение позиции официального Пекина произошло после того, как гневные торговые споры между Соединенными Штатами и Китаем вызвали озабоченность в связи с возможностью тотальной торговой войны.
По мнению Карлоса Гон, председателя союза автопроизводителей Renault-Nissan-Mitsubishi Motors, «Изменение этого правила позволяет иностранным автопроизводителям знать, кто из партнеров является солидным, надежным и взаимовыгодным. Говоря о себе, мы выбрали наших китайских партнеров, потому что они могут дать нам то, что мы не можем сделать сами, и мы могли бы дать им то, что они не могли сделать сами по себе».
Заявленные намерения о либерализации уже дают практические результаты.
Так, американские автопроизводители GM и Ford увеличивают инвестиции в Китай, чтобы расширить производство электромобилей и аккумуляторов.
В прошлом году Тесла вела переговоры с муниципальным правительством Шанхая по строительству производственного завода в зоне свободной торговли города. Китай, изложив план открытия автомобильного рынка, расчистил дорогу для полностью принадлежащего Tesla завода.
«Ослабление ограничений на владение иностранным капиталом может ослабить позицию китайских партнеров в отношении будущих совместных предприятий с иностранными компаниями и создать неопределенность для китайских партнеров в существующих совместных предприятиях», - сказал старший аналитик Moody's Investors Service Гервин Хоу.
Он добавил, что потенциальное воздействие ограничено в ближайшем будущем, поскольку структуры собственности в существующих СП защищены контрактом.
«У нас теперь есть выбор, который сделает наше партнерство более солидным, - сказал Гон. Renault и Nissan собирают автомобили в Китае с Dongfeng Auto, в то время как Mitsubishi Motors выпускает автомобили совместно с GAC. И если вы все еще будете поддерживать партнерство через пять лет (когда полностью исчезнут ограничения для иностранных владельцев), то это будет происходить потому, что отношения взаимовыгодны, а не в силу требований закона».
GM заявила о своем намерении продолжить сотрудничество с существующими партнерами для дальнейшей работы на местном рынке.
Пекин призвал автокомпании планировать производство «зеленых автомобилей» с таким расчетом, чтобы они составляли пятую часть общего объема продаж к 2025 году.
Тем не менее, специалисты рынка считают, что у иностранных компаний нет сильных стимулов для создания новых производственных мощностей, поскольку они уже производят чистые электрические и перезаряжаемые гибридные автомобили в своих существующих совместных предприятиях.
В прошлом году Ford подписал соглашение с Anhui Zotye Automobile о создании совместного предприятия стоимостью 5 млрд. Юаней (US $ 793,7 млн.), ориентированного на электромобили.
В течение последних двух лет Пекин разработал различные стимулы для привлечения прямых иностранных инвестиций в виде расширения доступа к рынкам в таких секторах, как развлекательные заведения, в том числе ночные клубы, караоке и спортивные бары. Однако эти либерализации оказали минимальное влияние на инвестиционный аппетит американских компаний.
По информации консультантов группы Rhodium, в 2017 году американские компании инвестировали в материковый Китай 14 миллионов долларов США - практически столько же, как и годом раньше (13,8 миллиардов).
На фоне всех этих разговоров, скрытых и прямых угроз, предполагаемой либерализации и т.д., все большее уважение вызывают результаты работы китайских автопроизводителей на иностранных рынках.
Особенно нас радуют успехи нашего давнего партнера BYD, чьи электробусы постепенно занимают все большую нишу в сегменте электробусов на рынках США, Европы и Южной Америки.