Шоковая терапия в процессе модернизации автомобильной промышленности Китая
На протяжении нескольких последних лет китайские власти предприняли значительное количество достаточно резких усилий, направленных на то, чтобы страна сохранила лидирующие позиции на мировом автомобильном рынке в вопросах отказа от производства автомобилей, работающих на традиционных видах топлива, и к переориентации на производство электроприводных автомобилей (NEV).
Этот, своего рода, период шоковой терапии привел к желанным результатам, и сейчас он, похоже, подходит к завершению. Однако, как и любое явление, он стал полезным далеко не для всех.
Среди сотни китайских автопроизводителей определилось большое количество таких компаний, которые по разным причинам не смогли соответствовать высокой миссии мирового лидерства и сейчас вынуждены в срочном прядке изыскивать пути к наращиванию темпов разработки и производства электромобилей.
Администрация президента Си Цзиньпина, стремясь очистить воздух в загрязненных городах и сократить зависимость Китая от импортируемой нефти, внедряет квоты производства NEV, нацеленные на семикратное увеличение их продаж. Автопроизводители, которые не могут идти в ногу с велениями времени, вряд ли смогут существовать и дальше. И это относится не только к мелким региональным производителям, но и к крупнейшим государственным компаниям.
«В конечном счете, если вы не можете конкурировать в NEV, вам будет трудно выжить. - говорит Джанет Льюис, аналитик Macquarie Group из Токио. - Головные компании, вероятно, будут вынуждены приобретать более слабых игроков».
По мнению сингапурского АО Automotive Consulting, соглашение о сотрудничестве, подписанное в декабре прошлого года государственными автопроизводителями China FAW Group Corp., Dongfeng Motor Corp. и Chongqing Changan Automobile Co., может стать началом консолидации с целью совершенствования технологий, поиска новых бизнес-моделей развития и дополнительных источников инвестиций.
Йохан Зиберт, управляющий директор АО Automotive Consulting, считает, что понимание сложности ситуации для крупных государственных автопроизводителей станет более полным, если к этому трио добавить SAIC Motor Corp. По его словам «это означает, что квартет отдельно существующих и конкурирующих между собой отечественных производителей, общей стоимостью более 17 миллиардов долларов, не имеет независимого будущего и, вероятно, будет преобразован в другие государственные компании».
Помимо выше перечисленных в список компаний, подверженных риску, входят крупнейший в Китае экспортер легковых автомобилей Chery Automobile Co., а также Гонконгский Brilliance China Automotive Holdings, Anhui Jianghuai Automobile Group Corp. и Jiangling Motors Corp.
«Десятки существующих производителей и начинающих стартапов также могут быть куплены или уже вышли из бизнеса, потому что у них не хватает масштабов или денег для производства новых моделей - сказал Наннан Коу, старший научный сотрудник Bloomberg New Energy Finance в Пекине, специализирующийся на электромобилях.- Меньшим будет трудно выжить. Многие из этих автопроизводителей просто модифицируют автомобили или выпускают неизвестные модели для местных рынков. К 2025 году большинство мелких игроков исчезнут или будут объединены с более крупными производителями».
Согласно статистическим данным Китайской ассоциации автомобильных производителей, поддерживаемой государством, в прошлом году около 15 отечественных компаний продали менее 10 000 автомобилей каждый,. Эти ряды включают в себя Китай UFO Auto и Beijing Automobile Works Co.
В прошлом году на крупнейший в мире рынок электромобилей в Китае приходилось более половины мировых продаж. По данным Ассоциации пассажирских автомобилей Китая, в течение 2016 – 2017 годов продажи всех автомобилей вырастали более чем 20 процентов.
В 2009 году Китай превзошел США как крупнейший автомобильный рынок в мире, а в 2015 году стал крупнейшим рынком NEV. Тем не менее, в прошлом году продажи Volkswagen AG, General Motors Co. и других иностранных автопроизводителей составили 56 процентов рынка легковых автомобилей в Китае.
Рост совпадает с ускоряющимися темпами слияний и поглощений в отрасли. Согласно данным, собранным Bloomberg, на протяжении пяти последних лет китайские автопроизводители заключили 274 сделки на сумму 29 миллиардов долларов США, тратя большую часть на внутренние цели.
«Развитие NEV изменит ситуацию и поможет создать некоторых крупных игроков и подтолкнуть некоторых из них к объединению с другими», - сказал Цуй Донгшу, генеральный секретарь Ассоциации легковых автомобилей Китая,- но это, все равно, займет довольно много времени».