Действия Трампа не добавляют оптимизма иностранным автопроизводителям, работающим в Китае
Относительная стабильность рынка, а также постоянный рост среднего класса Китая способствуют увеличению продаж в стране автомобилей ведущих
мировых автопроизводителей и получаемых ими от этого прибылей.
В последнее время иностранные автопроизводители в Китае имели только одну серьезную проблему: каким образом добиться соответствия объемов производимых ими электромобилей квотам, которые будут введены Пекином в следующем году.
Но теперь у них есть еще одна большая головная боль: последствия тлеющей торговой войны, которую непредсказуемый президент США ведет против Китая.
Дональд Трамп, похоже, настроен оказать давление на Китай в принятии его условий двусторонней торговли. И одна из характерных черт его переговорной тактики - непредсказуемость.
В первых числах июня торговые представители Пекина и Трампа достигли консенсуса в отношении избежания торговой войны после того, как китайская сторона согласилась значительно увеличить импорт сельскохозяйственной и энергетической продукции из США.
Но через неделю после этого Трамп изменил свою позицию и утвердил два списка китайских товаров стоимостью 50 мллиардов долларов, которые администрация будет облагать 25-процентной пошлиной.
Пекин быстро отреагировал на такие возмутительные действия Трампа, установив аналогичный уровень тарифов на равную стоимость импорта из США, включая автомобили.
Трамп удивил и измотал иностранные бренды, которые поставляют американские транспортные средства в Китай.
Обнадеженные перспективой снижения тарифов, многие иностранные автопроизводители начали в конце мая снижать цены на поставляемые ими модели.
Они быстро продвигались к снижению цен после того, как 22 мая Пекин обещал снизить с 1 июля тарифы на импортные автомобили с 25 до 15 процентов.
Теперь же для возмещения потерь от введенных Трампом тарифов Китай, начиная с 6 июля, будет применять ответный 25-процентный штрафный тариф на транспортные средства, импортируемые из США.
Это означает, что глобальные автопроизводители, продающие в Китае транспортные средства, произведенные в США, смогут пользоваться 15-процентными импортными тарифами в течение всего пяти дней. А начиная с 6 июля, им придется платить 40 процентов от стоимости поставляемой ими продукции.
В прошлом году Китай импортировал 1,25 миллиона автомобилей, из которых 280 000, или 22 процента, были произведены в США.
В список известных поставщиков входят американские бренды Jeep, Lincoln и Tesla, а также несколько международных брендов, таких как Mercedes-Benz, BMW, Lexus и Infiniti, поставляющих автомобили в Китай со своих заводов США.
Таким образом, карательные тарифы Пекина, нацеленные на автомобили, изготовленные в США, затронут не только американских производителей.
Трамп считает себя крупным торговцем. При переговорах он играет жестко и пытается держать противников в неведении относительно своих дальнейших действий.
Но он должен знать древнюю китайскую поговорку: «Войны - это победа с трюками». Теперь есть признаки того, что Пекин готов развернуть аналогичную непредсказуемую тактику, чтобы отбиться от очередного скачка тарифов, которые администрация Трампа, вероятно, введет относительно китайской продукции.
На брифинге в Пекине представитель Министерства торговли Китая заявил, что если администрация Трампа расширит тарифы на китайские товары, китайская сторона для возмещения потерь будет использовать комбинацию «количественных и качественных инструментов».
Количественными инструментами он, очевидно, назвал тарифные меры. Но как насчет «качественных инструментов»? Об этом можно лишь гадать.
Но одно несомненно. Непредсказуемость Трампа и «качественные инструменты» в Пекине затруднят планирование и функционирование глобальных автопроизводителей на крупнейшем в мире автомобильном рынке.